Русская культура в Чешской Республике: Игорь Бутман открыл седьмой Джазовый фестиваль в Брно

metancity.com, 27 апреля 2008 года

Cедьмой великолепный фестиваль под названием JazzFestBrno открылся 20 апреля на сцене Городского театра Брно. В этот воскресный вечер особенно заметно было присутствие на подмостках самого известного русского джазового музыканта и культурного посла Игоря Бутмана, который выступил в рамках проекта «Русская культура в Чешской Республике» с трио в составе Ондржея Крайняка, Томаша Бароша и Мариана Шевчика, а также с легендарным большим джазовым оркестром Густава Брома и специальным гостем – словацким вокалистом Петером Липой. Тем самым он предстал перед публикой в двух своих ипостасях: как саксофонист и как не менее способный руководитель джазового оркестра. 

О неоспоримых качествах игры Бутмана, заслужившего уважение и в колыбели джаза, в Соединенных Штатах, где его высоко оценили такие всемирно известные музыканты, как Дэйв Брубек, Уинтон Марсалис, Чик Кориа, Пэт Мэтени и многие другие, убедительно свидетельствовал почти полностью заполненный зал Театра, который поблагодарил жаркими аплодисментами «русского джазового царя». После необходимых выступлений присутствующих российских делегатов во главе с послом РФ микрофоном завладел Петер Липа, который затем и вёл концерт. Он в двух словах обрисовал ожидаемое событие на театральной сцене и начал встречал музыкантов. Бутман поздоровался с чешской публикой на нескольких языках, потом, однако, стал изъясняться только по-английски. Более понятной, конечно, была его игра на саксофоне. Исполняя свои многочисленные и замысловатые соло, в течение которых публика стихла настолько, что было слышно только дыхание мастера и постукивание клапанов, Бутман полностью отдавался своей музыке; вот он полусидит на пятках, чтобы на мгновение поднять свой инструмент так высоко, как это только возможно, и привстать на носочки, наклонясь всем телом назад. Что же это, как не подлинный русский джазовый балет? 

Музыканты играли преимущественно композиции из репертуара Бутмана, среди, которых, конечно, зрители узнали мелодию из легендарного мультфильма «Ну, погоди!» режиссера В. Котеночкина, но были исполнены и джазовые стандарты. Состав, аккомпанировавший Бутману, также непременно заслуживает отдельного описания, но, поскольку нас ожидает еще вторая часть представления, просто отметим, что между классическим джазовым трио и солирующим саксофонистом возникло просто блестящее взаимодействие. 

Бромовцы появились на сцене в звездном составе, о каждом участнике оркестра следует сказать немало хвалебных слов, однако назовём только самые яркие имена, потому что пропустить, например, упоминание о необычайно качественной игре ритм-секции в составе Юрая Григлака, Камила Слезака и Милана Видлака, было бы зазорно. На фоне сдержанной игры труб и тромбонов, в пространство врывалась группа саксофонов, где особо заметны были Ондржей Штверачек и Радован Таришка, несколько раз дал о себе знать и старик Рудольф Бржезина. Группа саксофонов также блистала в кульминационном моменте вечера: речь, разумеется, идет о том, как неистовствовали у одного микрофона Штверачек и Таришка вместе с Бутманом, который как раз оставил дирижирование и сыграл несколько своих самых удачных соло. 

Первые композиции джазовый оркестр Брома исполнил без приглашённых солистов, следом появился Липа, чтобы спеть с оркестром три старых джазовых стандарта, затем на подиуме появился Бутман. Его сет-лист состоял из собственных композиций и известных джазовых пьес, включая завершившую концерт You Don’t Know What Love Is. 

Игорь Бутман ясно дал понять, почему о нем говорят в превосходной степени. Играл ли он с трио или с большим джазовым оркестром – в обоих случаях он был необычайно убедителен и полностью оправдал свою репутацию уникального саксофониста. Открытие Джазового фестиваля Брно-2008 прошло как нельзя лучше.